Животные у вас дома

Консультация для родителей «Животные у вас дома»

Животные дома — это радость, проблема и ответ­ственность. Решаясь завести животное, учтите следующее:

1. Животное может появиться в доме до рождения ребенка, одновременно с ним или тогда, когда ребенку больше шести лет. У кошки или собаки, которые старше ребенка, к моменту рождения малыша уже есть свое место в доме и сложились оп­ределенные отношения со взрослыми членами семьи. Эти отношения ребенок усваивает вместе с другими социальными нормами поведения. Животное же способно отнестись к нему как к детенышу, а в некоторых случаях — и постоять за себя. После шести лет ребенок может проявлять заботу о животном: кормить его и ухаживать за ним. Но самое главное — в этом возрасте у него уже сформировалось представление о живом и неживом и о том, что живое испытывает боль. Двух-трехлетний ребенок такого опыта не имеет. Появившееся дома животное вызывает у него точно такое же любопытство, как заводная машинка, пылесос или дедушкина электробритва. Детский познавательный интерес — «А что там внутри?» — можно приветствовать в отношении машинок из конструктора, но не в отношении черепахи, которую малыш пытается вытащить за голову из панциря, или в отношении котенка, который пищит, если его дергать за хвост. Живое существо нельзя ставить в один ряд с игрушкой.

2. Никогда не заводите животное только потому, что оно смешно дрыгает лапками, а на рынке вас убедили, что уход за ним самый что ни на есть элементарный: насыпал травки, налил водички, Те, кто продают животных, вряд ли одержимы гуманистическими идеями: они делают свой бизнес. Самое маленькое животное, с которым не нужно гулять» и «которое не пахнет», может оказаться необычайно требовательным в уходе. Люди, не имеющие опыта содержания подобных существ, обыч­но не справляются с поставленными задачами. Огромное количество тритонов, экзотических лягушек и ящериц погибает у таких «любителей природы» в течение нескольких дней мучительной смертью. Если это происходит на глазах у ребенка раз, другой, третий, психологические последствия трудно предсказать. Вполне возможно, что у него сформируется весьма странное отношение к смерти животных — как к чему-то допустимому. Это ли является целью заботливого родителя?

3. Смерть живого существа, особенно если ребенок к нему привязался и воспринимает его как «члена семьи», может обернуться настоящей трагедией для малыша. Помните, что срок жизни у таких животных, как хомячки и крысы, два с по­ловиной — три года. Животное стареет на глазах, начинает болеть — это тяжелое зрелище. Не поленитесь полистать справочник по содержанию домашних питомцев, перед тем как отправиться в зоомагазин.

4. Часто в ответ на настойчивые просьбы ребенка завести собаку родители приобретают… черепаху. Черепаха — животное специфическое. Во-первых, она не пушистая и не теплая. А для ребенка «пушистость» — крайне важное качество будущего любимца; к пушистому хочется прижаться, оно вызывает нежные чувства. Во-вторых, реакции черепахи совершенно непонятны. Все легенды об их условных рефлексах и привязанностях лучше оставить артистам цирка или профессиональным биологам. В-третьих, черепахи как раз относятся к тем животным, за которыми подавляющее большин­ство городских обывателей ухаживать не умеет. Поэтому чаще всего черепахи «сбегают» и период дачного сезона, что означает неминуемую гибель животного осенью, или ведут довольно плачевный образ жизни в квартире, обламывая о паркет когти, страдая авитаминозом и забиваясь под батарею, чтобы хоть как-то дополучить тепла своему «хладнокровному» телу. Иными словами, медленно и мучительно умирают. Поэтому, если вам незнакомо слово «террариум», не заводите черепах!

5. Считается, что домашнее животное стимулирует у ребенка раз-питие потенциальных родительских чувств. Но никакой прямой прогрессивной зависимости между приобретением кролика в качестве тренировочного объекта родительской любви и будущим отношением мальчика и роли папы к своим детям нет. Скорее отношение к кролику является тестом, характеризующим возможный характер этих отношений. Вот на это стоит обратить внимание. Возможно, понаблюдав за тем, как ребенок обращается с вверенным ему животным, маме надо срочно бежать к психологу за консультацией. Общение с кроликом действительно может стать опытом взаимоотношений сильного и слабого, зависимого и имеющего власть — но опытом как положительным, так и отрицательным.

ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ ЛУЧШЕ…

Как сделать, чтобы наши дети вырастали хорошими людьми? Может быть, не всем родителям известно, что близкие контакты с животными являются для ребенка, особенно единственного, прекрасным лекарством от оди­ночества. Это не только детская забава, но и орудие
воспитания. Такие контакты помогают формировать психику ребенка, развивают в нем позитивные черты харак-тера: уважение к более слабому, заботливость, понимание и, что очень важно, обязательность. Естественно, произойдет это только в том случае, если родители смогут привить детям правильное отношение к животным.

Кого же выбрать — собаку, кошку, попугайчика или рыбок — зависит не только от симпатий, жилищных и финансовых условий. Важны, прежде всего, воспита­тельные мотивы. Маленький ребенок, например, может с успехом ухаживать за морской свинкой, канарейкой, или попугаем. В дошкольном и школьном возрасте другом ребенка может стать собака.

Имея в доме животное, мы даем детям возможность сблизиться с природой, помогаем познать ее и полюбить. А дети, которые любят природу, любят животных, вырастают хорошими людьми.