Проект Откуда берутся облака

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение ЦО №29

 

 

 

 

 

Проект на тему: «Круговорот воды в природе, путешествие Капитошки».

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Тарасова Е.П.

 

 

2022 год

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исследовательский проект «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

Автор-составитель проекта Тарасова Екатерина Петровна МБОУ ЦО №29, воспитатель высшей квалификационной категории.

Актуальностью данного проекта является расширение кругозора дошкольников посредством взаимодействия с неживой природой, и   практическое применение детьми полученных знаний и умений  в опытно-экспериментальной деятельности. Главным целевым ориентиром, считаем знакомство детей подготовительной группы с движением воды в природе через опыт на основе искусственно созданной модели «Круговорот воды в природе». Особое внимание в проекте акцентируется на играх-экспериментах, во время которых дети наблюдают, размышляют, встречаются с проблемой, формулируют гипотезу, устанавливают причинно-следственные связи, и в итоге делают репортаж и снимают мультфильм, делают выводы.

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В природе частицы воды постоянно путешествуют между сушей, морем и небом. Это явление называется круговоротом, или циклом, воды. Вода в океанах, реках, озерах и лужах нагревается солнцем и испаряется. Водяной пар поднимается вверх, в атмосферу, и охлаждается. Здесь он превращается в крошечные капельки воды, которые выпадают на землю дождем или снегом. Реки возвращают эту воду в моря, откуда она спустя какое-то время снова испаряется и попадает в атмосферу.

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь мира, который его окружает. Для него всё впервые: куда исчезают сугробы? Как дождь попал на небо? Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознано правильного отношения детей к объектам природы, и исследования их.

Цель: познакомить детей старшей группы с движением воды в природе.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей устанавливать простые связи между явлениями природы.
  2. Развивать у дошкольников познавательный интерес во время наблюдений.
  3. Формировать умение создавать систему знаков и применять её.
  4. Расширять словарный запас, учить делать выводы.
  5. Воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: круговорот воды.

Гипотеза: можно ли в бытовых условиях увидеть круговорот воды?

Вид проекта: долгосрочный, исследовательско — творческий, групповой.

Сроки реализации: с 04 октября по 31 января.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат:

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;              Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;        Повышение уровня информативности родителей о деятельности ДОУ.

Форма проведения: наблюдения, беседы, игры, занятия, экспериментальная деятельность, творческая, придумывание историй о путешествии капельки, изготовление модели, папки — передвижки.

1этап (подготовительный)

  • Сбор информации, анализ методической литературы по теме проекта с целью определения уровня знаний детей и информирования родителей.
  • Подборка и изготовление дидактических пособий с целью поднятия творческой активности детей и пополнения предметно-развивающей среды группы.

2этап (основной)

Занятия

  • Откуда берется дождь
    Цель: учить детей выявлять простые связи между явлениями природы.
  • «Пар – это вода».
    Цель: развивать познавательный интерес во время опыта.
  • «Вода вокруг нас, какая она?»
    Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Изучить свойства воды. Помочь понять детям, в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с видами водоемов.
  • «Такая разная вода!»
    Цель: закрепить у детей умение отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.

Игры-эксперименты

  • «Что увидим через воду?»
    Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.
  • «Водяной фильтр»
    Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.
  • «Тонет, не тонет»
    Цель: показать, что вода выталкивает более легкие предметы.
  • «Есть ли у воды вкус?» и «Чем пахнет вода?»
    Цель: знакомство детей со свойствами воды, а именно, что вода приобретает вкус или запах того вещества, которое в него добавлено.
  • «Испаряется ли вода?»
    Цель: познакомить со свойством превращения воды в газ.

Наблюдения

  • Наблюдение за дождём, туманом, росой, градом, лужей.
    Цель: знакомить с многообразием форм воды, встречающихся в природе.

Художественное творчество

  • Рисование на тему: «Разные дожди».
    Цель: дать представление о многообразии дождей  (моросящий, ливневый, грибной, грозовой, косой)
  • Конструирование поделок из бумаги и природного материала.
    Цель: для игр с водой на прогулке (кораблики, лодочки).
  • Лепка создания персонажей для мультфильма (тучка, солнце, капелька «Капитошка», капельки дождинки, деревья).                                 Цель: развитие моторики пальцев рук.

Беседы

  • «Вечная слава воде»
    Цель: уточнить важность и необходимость воды в жизни всего живого.
  • «Где можно встретить воду?»
    Цель: закрепить знания детей, где и в каком виде можно встретить воду.

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в царство воды», «Путешествие на пароходе».
Цель: создание радостного настроения.

Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Что это такое?», «Какой бывает вода?», «Четыре стихии», «Льдинки, снежинки, сосульки».
Цель: развивать у детей воображение, речь.

Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется».
Цель: развивать двигательную активность детей, самостоятельную организацию подвижных игр.

Изучение энциклопедий, отгадывание загадок о воде, дожде; копилка пословиц, стихов о воде и ее состояниях; чтение рассказов, экологических сказок: «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой, «Хотела  галка пить» Л.Н. Толстой; просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды».
Цель: расширять кругозор, развивать логическое мышление детей.

Трудовая деятельность:

«Мы – друзья природы» (протирание крупных листов, опрыскивание мелколистных цветов, полив растений в группе и на участке.)
Цель: прививать  любовь к труду, воспитывать эстетическое восприятие.

3 этап (завершающий)

  • Репортаж «Откуда берутся облака».
    Цель: закрепить полученные  знания.
  • Просмотр мультфильма: «Круговорот воды в природе».
    Цель: доказать опытным путём движение воды и переход её из одного агрегатного состояния в другое.

 

 

 

Результативность:

Дети имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут организовать элементарные опыты и сделать выводы; используют в речи тематическую терминологию; проявляют устойчивый интерес к явлениям окружающей среды.

Родители оказывали помощь при подборе и составлении материала для реализации проекта, создали плакат на тему: «Путешествие Капельки»; познакомились с деятельностью детей в дошкольном учреждении.

Воспитатели разработали конспекты занятий, целевые беседы  и наблюдения;  составили  картотеку опытов о свойствах воды; создали презентацию на тему «Круговорот воды в природе»; сконструировали  искусственную модель в бытовых условиях.

Вывод  

Цель проекта достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение-круговорот воды можно получить в бытовых условиях.

 

Список использованной литературы

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.ТЦ «Сфера», 2005.
  4. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом — Творческий центр. — М., 2001.
  5. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М., 2006.
  6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. — М., 2011.
  7. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005.
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. — 3-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.
  9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005.
  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.